Наше место РБ 1931 0730 0 TD
НАШЕ МЕСТО
Рильские беседы 1931 года
Наше Место
Перевод Т. Драгавцевой
30 июля 1931 г.,
5 часов утра.
Говорю: и каждый человек вот так же сталкивался в чём-то со своими друзьями и удивляется, почему сейчас между ними нет взаимопонимания. Он говорит, что между ним и его друзьями ничего не произошло, но в сущности, что-то между ними есть. Вы скажете, что причина этого – электричество. Однако электричество не решает вопросы. Ты молишься, но что-то сжимает твои пальцы, ты не можешь молиться, как нужно, и прекращаешь молитву. Когда молитесь, вы обо всём должны забыть. Если на пальцах есть что-то такое, что их сжимает, это не имеет никакого значения. В данном случае, это чувство стягивания дано вам с тем, чтобы вы могли проявить самообладание.
Страдания, трудности, которые невидимый мир, или разумная природа, посылает человеку, имеют целью воспитать его, научить его самообладанию. Как только человек приобретет самообладание, страдания и трудности сами собой исчезают из его жизни.
Теперь, те, кто недовольны ветром, пусть попробуют его остановить. Если бы ваше состояние изменилось, стало идеальным, и если бы ваша любовь к Богу стала безупречной, ветер моментально остановился бы. Малейшая дисгармония в природе обязана собой ряду причин. Она является следствием какого-то нарушения ее законов. Если человек находится в полной гармонии с природой, то и она будет находиться в гармонии с ним. Человек послан на землю не для того, чтобы быть господином природы, но природа должна быть школой для человека. Следовательно, природа отвечает человеку: каков человек, таким будет и природа по отношению к нему. Внешняя жизнь человека отвечает его внутреннему состоянию. Говоря о связи между человеком и природой, я подразумеваю не индивидуально человека, но имею в виду всё человечество, общую гармонию в жизни всех людей. Чтобы быть в гармонии с Богом, вы должны понимать всеобщую жизнь. Например, с вашей точки зрения, многие говорят: “В будущем мы станем лучше”. – Если человек сегодня не хорош, он и в будущем не может быть хорошим. Кто-то говорит: “В прошлом я был хорошим человеком, а теперь стал плохим”. – Это неверное заключение. Если человек в прошлом был хорошим, он и сейчас будет хорошим. А иначе можно сделать вывод, что в прошлом он был богат, а теперь стал бедным. Может ли быть такое, что человек в прошлом был богат, а в настоящем сделался бедняком? Если человек некогда был богат, а потом стал бедняком, это говорит о том, что у него не было истинного богатства. Его богатство было грузом, который он носил на спине. Потом его груз снимают, и он становится бедным. Когда становятся богатыми и беднеют таким образом, то это механические процессы. Благо, которое Бог дал человеку, никто не может у него отнять. Если кто-то может отнять у человека благо, данное ему Богом, то значит, он сильнее Бога. Однако, если так думать, то это будет неправильный образ мыслей, неправильное заключение. То благо, которое Бог дал человеку, является существенным в его жизни, а существенное никто ни у кого отнять не может.
Итак, делаю вывод: если в прошлом вы были добры, то вы и сейчас добры. Если вы сейчас добры, то будете добры и в будущем. Если же вы сейчас не добры, не хороши, не думайте, что станете хорошими в будущем. Так следует думать! Если вы так не думаете, то столкнетесь с известными противоречиями. Противоречия же обязаны собой внутренним диссонансам в человеке, вне зависимости от того, сознает он это или нет. В жизни каждого человека где-нибудь да встретится какое-нибудь противоречие, какое-нибудь непонимание. Это противоречие можетбыть наследственным, а может быть результатом неправильного понимания человека.
Говорю: на жизнь человека оказывают влияние три важных фактора. Первый фактор – его личность, человеческий эгоизм. Второй фактор – общество. И наконец, сильное влияние оказывает на человека и сама природа. Например, собравшись здесь, вы друг на друга влияете, и потому некоторые из вас говорят: “Что мы приобретаем от того, что каждое утро выходим на молитву?” – В качестве ответа на этот вопрос я представлю следующее положение. Если у вас на руке или ноге образовался большой чирей, и он причиняет вам сильную боль, то что будет для вас лучше: чтобы этот чирей продолжал брать, взял бы всё, или чтобы он стал щедрым, отдал всё то что набрал в себе? Этот чирей – богатый торговец, и в данном случае предпочтительнее, чтобы он отдал что-то от себя., дал людям кредит, чем если бы брал от них. Следовательно, когда человек выходит утром на молитву и думает, что он должен что-то взять, он не понимает закона. Он непременно должен дать что-то от себя. Тот, кто дает, более великий человек, чем тот, кто берет. Если кто-то решит, что он столько лет молился и ничего не приобрел, то он в своей жизни идет неверной дорогой Тот, кто выходит утром на молитву, имея целью что-то приобрести, лучше пусть сидит дома и не молится. Молитва с торговлей не делается. Если мы выходим утром, чтобы встретить Бога и поблагодарить Его за все, что Он нам дает, то такая молитва имеет смысл, и всегда принимается.
Кто-то говорит: “Холодно, и поэтому не хочется выходить” – Я хотел бы, чтобы вы объяснили, что такое холод, и если вы хотите его продать, то я бы его купил. В мире, однако, бывают такие вещи, которые нельзя ни схватить, ни купить. Холод – именно из разряда таких вещей. Его нельзя ни схватить, ни продать. Это показывает, что никакого холода не существует. Когда мы говорим, что снаружи холодно или тепло, то это наши понятия о вещах. Это мы думаем, что тепло или холодно. Говоря, что холода не существует, я имею в виду тот холод, который вы себе представляете. Не существует даже такого холода, который представляют себе ученые. В мире существует нечто такое, чьи влияния можно уподобить холоду, но это не холод. Например, если у вас мало дров, и печка горит несильно, вы скажете, что в вашей комнате холодно. Однако, если у вас достаточно дров, и печка горит хорошо, вы скажете, что в вашей комнате тепло, и будете веселыми, и настроение у вас будет хорошее. Если у вас здоровое сердце, и кровообращение протекает правильно, то тогда и руки, и ноги у вас будут теплыми. Если же кровообращение протекает неправильно, конечности остынут, и вы почувствуете холод. Если вы пошлете немного больше крови к конечностям вашего тела, они согреются. Таким же образом вы можете сказать ветру, чтобы он не дул, и погода станет теплее.
Теперь, многие считают, что все это не так важно. Спрашиваю: а что самое важное, с вашей точки зрения? По-моему, самое важное для организма, чтобы все его части, все его органы были на своем месте. Второе, что важно – чтобы, когда придет время для работы, все органы принимали участие в общей работе организма. Третье, что важно, - чтобы эти органы взяли что-то от благ, приобретенных общей работой. Следовательно, самое важное для нас – быть на своем месте. Какое место – наше? То, на которое Бог нас поставил. Затем, важно принимать участие в работе, которую Бог выполняет. И наконец, принять участие в тех благах, которые будут приобретены в результате этой работы. Это самые важные вещи для человека. Тот, кто таким образом понимает важные вещи в своей жизни, тот никогда не столкнется с противоречиями. Многие противоречия у современных людей появляются по единственной причине – они не понимают, какие вещи – важные, и какие – нет. Противоречия появляются по той причине, что люди не находятся на своих местах, не принимают участие в работе, которая для них определена, и не пользуются теми благами, которые эта работа может принести. Если человек не понимает эти три вещи, он столкнется с тремя видами противоречий. Для того, кто понимает эти три вещи в своей жизни, все противоречия исчезают. Быть на своем месте, принимать участие в работе, которая для тебя определена, и пользоваться благами, проистекающими от этой работы, - в этом состоит новое учение, в этом заключается новая философия жизни. Если скажешь, что эта работа не для тебя, ты сам натыкаешься на противоречия. Ты встаешь утром, оборачиваешься туда-сюда и говоришь: “Кто сейчас станет подниматься на вершину? Не хочется мне идти на молитву. Один день можно и без молитвы”. Нет, молитва – это самое приятное, что человек может сделать. Для человека нет ничего красивее молитвы, его разговора с Богом.
Встречает вас кто-то и спрашивает: “Для чего вы поднимаетесь в горы? Как вы можете столько раз ходить по этим высоким местам на Витоше, на Риле? Луше бы отдыхали! Глупости все это!” Этот человек советует вам сидеть на одном месте, не ходить по горам, потому что сам он не любит двигаться. Он – аристократ, любит легкую жизнь: утром встанет, принарядится, и идет в кофейню пить кофе, чай или молоко. Он считает глупым то, что мы делаем, мы же считаем глупостью его занятие. Если бы мы были на его месте, то тоже могли бы пойти в кафе, но поступили бы по-другому. Мы примем участе в работе хозяина кафе, и затем вместе с ним будем пользоваться благами от этой работы. Если человек решает придти в кафе, чтобы посидеть в тепле и попить кофе, то он понял только первую важную вещь в своей жизни. Хозяин кафе сразу подойдет к нему и спросит, чего он желает. И это положение хорошее. Он закажет кофе, чай или молоко, но потом придет хозяин кафе и скажет: “Теперь плати!” Если вы поступили правильно, то хозяин кофейни не должен от вас ничего требовать. Он вам только поклонится и скажет: “Пожалуйста, приходите ещё!” Если захотите, вы можете ему что-нибудь дать; если не захотите, можете свободно уйти.
Сегодня, однако, нет ни одного заведения, где поступали бы по-новому. Если бы каждый приходящий в кафе приносил с собой молоко или кофе и выливал его в общий сосуд, то хозяин кафе раздавал бы каждому посетителю, кто сколько захочет. Этот хозяин заботился бы только о том, чтобы согреть зал и принять каждого посетителя с радостью. Если бы все люди приходили в кафе, чтобы что-то отдать, а не только чтобы взять, то положение могло бы быть совсем другим. Тогда ни у посетителей кафе, ни у его хозяина не возникало бы никаких противоречий. Если мы выходим утром помолиться Богу и думаем только о том, чтобы взять, а не дать, то когда мы станем спускаться вниз, хозяин кафе схватит нас и скажет: “Теперь платите!” СегодняшнЄ30ждое утро выходим на молитву?” – В качестве ответа на этот вопрос я представлю следующее положение. Если у вас но хозяина кафе! Рассуждая подобным образом, вы объясните себе многие жизненные противоречия.
Теперь, рассматривая некоторые научные вопросы или научные положения, я слегка посмеиваюсь, потому что вижу, что люди совсем иначе понимают явления природы, чем то, каковы они на самом деле.Ученые понимают многие природные проявления и явления совершенно особым образом. Они далеки от истины. Они своеобразно толкуют многие явления природы, тогда как цель природы в данном случае совершенно отличается от их толкований. К примеру, многие из дисгармоничных проявлений природы принадлежат не ей самой. Вы говорите: “Как такое может быть, чтобы некоторые из проявлений природы были не её проявлениями?” Объясню вам это на следующем примере. Представьте себе, что у вас есть ребенок, которого вы всегда одеваете в чистую, новую, красивую одежду. Пока ребенок при вас, он веселый, радуется чистоте своей одежды. Но вот ребенок выходит на улицу поиграть со своими приятелями, и в это время мимо него проходит маляр и пачкает его одежду своей кистью. Ребенок начинает плакать, и возвращается к матери, но уже в испачканной, грязной одежде. Спрашиваю: разве мать испачкала одежду своего ребенка? Нет, она сама удивляется, кто испачкал чистую одежду ее ребенка, и спрашивает его: “Кто испачкал твою красивую одежду?”
Часто и в природе встречаются проявления, которые кажутся нам дисгармоничными, неправильными. Это показывает, что люди должны изменить свои старые взгляды на жизнь. Пока они живут с этими старыми взглядами, в мире не может быть никакого прогресса. Пока человек живет старым, сколько бы он ни молился, какие бы усилия ни прилагал, всё будет напрасным. Будут проходить день за днем, и он и не заметит, как постареет: ноги у него начинают болеть, они его уже не держат, и он видит, что пришла старость. Некоторые думают, что чем больше будут подниматься в горы, тем лучше будут себя чувствовать. Однако так выходит не всегда. Следовательно, чтобы помолодеть, нужно не только подниматься на высокие места, но, самое главное, иметь новые взгляды, новую и правильную мысль. Говорю: когда человек начинает стареть, это означает, что он слишком разбогател, у него много груза, вследствие чего он едва двигается. Если он снимет этот груз со своей повозки, то начнет легко двигаться.
Напишите и вы что-нибудь на тему “причины старения”. Некоторые ученые считают, что одна из причин старения обязана собой тому, что ослабевает нервная система, ослабевает общая деятельность организма, вследствие чего накапливаются большие отложения в мышцах, суставах и пр. И это верно, но для старого важно то, что он нагружен многими лишними вещами. Сейчас старики стали предметом разговора, потому что они могут помолодеть. Все, что можно исправить и обновить, нужно рассматривать, объяснять. Если я рассматриваю человеческие ошибки, не объясняя их, людям не будет никакой пользы. Если бы все люди были добрыми, я был бы рад, потому у них будет что взять. Однако, если они бедныим нечего мне дать. Бедняк умеет только просить. Старый же человек нагружен многими противоречиями. Следовательно, если вы хотите помолодеть, то должны освободиться от противоречий в своей жизни. Иной сидит и занимается пустяками: это было не так, как нужно; одежды у него были очень тонкие, пропускали ветер; того у него не было, этого не было; этот посмотрел на него не так, как нужно, и так далее. Этого человека занимают тысячи пустяков, а о существенном он забывает. Что существенно? Существенно то, что он не находится на своем месте, не принимает участие в работе, которая ему определена, и наконец, не использует блага, которые эта работа может ему доставить.
Сейчас, когда я держу вас на ветру и говорю вам, вы скажете: “Учитель нас испытывает, насколько мы можем выдержать ветер”. Говорю: если я вас испытываю, то и себя испытываю. То же самое происходит и в современных школах. В класс входят ученики, за ними входит учитель. Проходит немного времени, и в класс приходят инспектор, директор, чтобы послушать, как преподает учитель. Ученики стесняются, но и учитель не вполне свободен. Когда комиссия уходит, ученики говорят: “Учитель нас очень строго спрашивал, он нас совсем замучил”. И учитель говорит себе: “И меня замучили не меньше”.
Итак, первое, ради чего мы выходим рано утром – чтобы освободиться от ненужного багажа. Нам нужно освободиться от этого багажа! Вы спрашиваете: “Как мы можем от него освободиться?” Существует много методов, при помощи которых человек может освободиться от ненужного багажа. Однако еще не пришло время давать эти методы, потому что люди не в состоянии принять их с полной верой, и начнут спрашивать: “А почему надо посмтупать так, а не иначе?” Тот, кто спрашивает, не прилагая методов, тот будет похож на тех чехов, которые приходили к нам и спрашивали, что делать с дыней: нужно ли ее варить, или есть прямо так? Одна сестра принесла им большую нарезанную дыню, и они спросили ее: “А что с этим делать? Варить или есть в сыром виде?” – “Варить не надо, прямо так есть” – “Как есть?” Эти люди правы, когда спрашивают; они не если прежде дыни, и не знают, как ее есть. Для нас, которые много раз ели дыню, это легко, но эти люди удивляются, как надо есть дыню.
Так вот, методы, которые я дал бы современным людям, настолько новы и удивительны для них, что и они непременно спросили бы: “А что делать с этими методами? Нужно ли их сперва варить и потом есть, или сразу есть?” Истинная наука состоит в том, чтобы разгрузить человеческое сознание. Человек должен знать, как разгрузить свое сознание от ненужного багажа, который идет из трех мест: из его личной жизни; от общества, от людей, которые его окружают, и от природы. К примеру, мы отправляемся из Софии на Рилу, человек семь-восемь, и даем поручение доставить нам необходимое число коней. Немного погодя к нам присоединяются еще несколько человек, всего нас становится 20 человек. Они идут с нами и не догадываются о том, что нужно заказать коней. Они думают, что если кони есть для нас, то будут и для них. Однако сойдя с поезда, они были в растерянности: им нужно идти, но коней нет. Притом, у них большой багаж, его нелегко нести по горам. На том же основании, если вы выходите рано утром на молитву, то еще с вечера должны себе сказать: “Завтра утром я буду подниматься на высокое место, поэтому мне нужен конь для моего багажа”. Если вы не закажете коня еще с вечера, то на другой день останетесь без него. Нелегко человеку подниматься в высоких горах с большим рюкзаком на спине. Кто не носил на спине тяжелый рюкзак, тот может философствовать, сколько пожелает; однако, тот, кто ходил по горам с тяжелым рюкзаком, тот знает, что это такое. Вся его философия остается побоку. Тот, кто поднимается в горы, должен нести небольшой багаж за своей спиной.
Теперь, я не стану больше говорить, чтобы не услышал хозяин кафе, потому что он – человек старого учения, и скажет: “Не может быть так, как вы думаете”. Если мы тут останемся дольше, он нас поймает и скажет: “Пожалуйста, платите! Вы выпили, самое меньшее, по пять чашек кофе, и должны платить!” Вы говорите: “Нельзя ли нам заплатить в другой раз?” – “Нет, платите прямо сейчас”. То, что я вам рассказываю о старом хозяине кафе, - это юмореска, но если он услышит, что мы о нем говорим, нам достанется. Хорошо, что он занят делом и не слышит нас. Как бы то ни было, заплатите вы уже сегодня или нет, для всех вас важно освободить сознание от ненужного груза. Для этого вам нужно найти соответствующий метод. Этот метод очень трудный. Есть более легкий метод, который нужно приложить на первых порах.
Говорю: каждый имеет право хотеть. Однако, как только он дойдет до определенного места, всякое хотение прекращается. Например, ты хочешь, чтобы тебе дали книгу. Тебе дают эту книгу. Тем самым хотение прекращается. Тогда ты закрываешься и начинаешь читать эту книгу. Следовательно, если кто-то скажет, что хочет определенную книгу, ему сразу ее дают и оставляют его свободным. Если он берет эту книгу, то пока не прочтет ее, не может хотеть другую. Когда он ее прочтет, начнет хотеть что-нибудь другое. Вообще, предмет хотения постоянно меняется.
Итак, наблюдая вас, я вижу, что старый хозяин кафе схватил всех, и вы только роетесь в своих карманах, чтобы заплатить ему, что задолжали. Некоторые же озираются, ожидая, что он придет и к ним, и захочет, чтобы они заплатили свой долг. Все начеку, как солдаты, готовые к бою.
Теперь, я верю, что вы поняли главную задачу, которая вам дана: освободиться, очистить свое сознание от ненужного груза прошлого, освободиться от излишков вашей личной жизни.Освободиться от излишков, доставшихся вам от общества, от людей окружающих вас, и, наконец, освободиться от излишков, или от неестественных, негармоничных проявлений в природе.
Беседа Учителя Петра Донова от 30 июля 1931г., 5 часов утра.
Перевод Драгавцевой Татьяны, выполнен по книге “Нашето място”, София, 1997г., изд. “Сонита”
Перевод предварительный, требует редакции и доработки. 12.11.2006 г.