Божественные побуждения 1944 1122 0 302 1
БОЖЕСТВЕННЫЕ ПОБУЖДЕНИЯ
Перевод А. Левицкой
Перевод сделан по изд. "Заветът на Любовта"
ПОСЛЕДНО СЛОВО 19.III.1944 - 20.XII.1944 Първо оригинално издание Кърджали 1999 г. (PDF)
XXIV – беседа общего класса,
От 22. 11.1944 г.,
(среда 5 ч.у.),
София. Изгрев
Отче наш
Могу достигнуть1
Каковы были утверждения прошлой лекции?
Можно ли съесть что-нибудь так, чтобы в теле от еды ничего не осталось? Этот вопрос беспредметен. Чего желает хороший певец? – Спеть миру. Музыкант, портной, человек, выполняющий любую работу, должен знать, как её выполнить. Например, можно так построить дом и так расположить его, что вы не будете использовать солнечных лучей. В Софии мало домов, построенных гигиенично. Большинство домов – тюрьмы, очень красивые тюрьмы, но для жизни они не удобны.
В чем состоит новое? – Новое состоит в противоречиях и больше ни в чём. Там, где нет противоречий, нет нового, где есть новое, есть и противоречия. Когда один человек рождается, другой умирает, и это – новое в мире. Старое умирает, новое рождается, это конкретно. Иной раз вы заинтересованы в том, чтобы быть сильными. Каково практическое приложение силы? Если у тебя нет силы, тебе будет тяжело ходить: сделаешь десять шагов и устанешь. Тут устал, там устал, что это такое? – Бессилие.
Те, кто слушает мои объяснения, должны их понимать. Но для тех, кто не понимает, сколько ни повторяй, они остаются непонятыми. Например, импульсы, которые побуждают к знанию, у вас не одинаковы. Побуждения к знаниям различны. Рассмотрите это во времени. У детей младшего возраста есть какое-то желание, ребёнок сначала молчит, а потом плачет – проявляет инициативу. Достигнув десяти, пятнадцати, двадцати лет, он начинает хорошо одеваться, создает себе некоторый образ. Проходит сорок пять, пятьдесят, семьдесят пять лет, он всё это время меняется и становится особенным, ни на кого не похожим. Он говорит: «У меня была очень непонятная жизнь». Считает, что в детские годы его жизнь была не особенно разумна.
Встречает меня однажды человек, который деньги за электричество собирает, и говорит, что счетчик за три месяца ничего не насчитал. Три месяца счетчик вообще не считал. Я ему говорю: «Счетчик разбомбили». И поскольку все это время у нас было освещение, я говорю: «Этот счетчик неисправен». Кто тут виноват? – Счётчик, он сломался и не считает. Это их работа: следить, чтобы счетчик считал. Был у нас такой случай: на отметке 66 у счётчика заклинило один зубчик, и он перестал считать. Приходит человек, который следит за оплатой электричества, и удивляется, что ничего не накрутилось. Приходит еще раз. Три, четыре, пять, шесть месяцев проходит, а счетчик всё не считает. Он спрашивает: – Вы, что, не пользовались электричеством? – Нет, пользовались, – у нас же свет горит». Зубчик сломался, счётчик остановился и не крутится. Это в нашу пользу, что зубчик не считает. Я ему говорю: «Мы пользуемся электричеством». – А почему не крутится? – «Счётчик сломался, вот, и не крутится».
Первое и основное: современный мир находится в болезненном состоянии – люди не так дышат, из-за чего и появляются эти бесчисленные болезненные, ненормальные состояния. Существует четыре-пять способов, которыми люди дышат и жалуются. Ты, когда дышишь, должен чувствовать радость. В вашем дыхании нет единства – нет гармонии между правым и левым лёгким. Не то, чтобы вы не дышали – вы дышите, но как нужно дышать? Ты не можешь дышать хорошо, пока ты не мыслишь хорошо. Хорошее дыхание связано с хорошими мыслями. Насколько у тебя возвышенные мысли, настолько ты и дышишь. Есть полезные мысли. Какая мысль полезна? – Мысль должна нести свет. Ты хочешь выполнить какую-то работу, но в твоем уме нет света, ее предмет тебе не ясен. Ты говоришь: «Этот предмет мне не ясен». Когда нет света, с вами происходит то же, что с тем крестьянином из Софии, который пошёл покупать сахар. Приходит он к лавочнику, а это было лет десять-пятнадцать тому назад, и сахар стоил тогда двадцать пять левов. Лавочник говорит: «за сахар 25 левов, плюс 50 левов – получается 75, и ты ещё 25 должен – всего сто. Крестьянин думал, что лавочник отдаст ему 50 левов, но тот не отдал. Вышел крестьянин из лавки, считает, считает деньги – нет пятидесяти левов. «Я же, – говорит, – хорошо считал, где же тогда деньги?» Они украдены – его обсчитали на 50 левов. Человек, который в данный момент говорит то, что неверно, становится легче. Если он украл что-то и скрывает это, он становится тяжелее.
Эти энергии ты должен принимать через дыхание. Прими все блага, которые приходят через свет. Ты должен испытать вибрации каждого цвета, который воспринимаешь.
— (1) эта линия какая – прямая? Что это за состояние? У этих кривых линий есть отражение.
, перевёрнуто.
Вот буква Не так уж она идеальна, эта «а». А, написанное так:
— это иероглиф. В еврейской азбуке пишут так: , но у них нет гласных букв. Гласные буквы подразумеваются.
Вы встречаете человека и не можете найти, за что его любить, он вам не нравится. Когда встречаешь человека, по тому, как он смотрит на тебя, по его взгляду, ты понимаешь, какой он, какова основная гамма, на которой он построен. Ты обращаешь внимание на его брови, глаза, уши, губы, на руки, на осанку, на позу. Кто-то ходит по-стариковски, спотыкаясь на каждом шагу. Как со временем меняется ваша походка? Вы стареете потому, что ваши деды старели. И как деды ваши старели, как бабки ваши старели и горбились, так и вы горбитесь.
Иной раз ваш позвоночник принимает такую форму . У этих линий есть определённые дефекты.
Есть два способа писать букву «Д»: Какой из них по-вашему лучше?
Или возьмите буквы «Г» и «Б»
Какова эта буква ? А буква ?
Буква «Г» несет своё бремя спереди, а буква «Б» и спереди, и сзади. Так что, буква «Б» несёт бо́льшую тяжесть, чем буква «Г». И тогда «Г»осподствовать – не больша́я доблесть – это самое малое что ты можешь совершить. Приходит человек, садится на стул, берёт скрипку, играет. Ты говоришь ему: «Поиграй», но ты должен сам взять скрипку и поиграть. В будущем господа не будут приказывать делать то, чего сами сделать не могут. Кто не может играть, не может и говорить: «Поиграй». Если можешь играть на скрипке, возьми скрипку и играй. Если не можешь играть, не можешь и приказывать. Все вы хотите приказывать, не умея играть. Так нельзя. Мир не устроен, потому что все вы хотите того, что сделать не можете.
Человек говорит о ком-то: «Он не умеет хорошо играть, тут нужно слегка приврать». Как же вы тогда хотите, чтобы люди были честными? Как вы можете быть честными, если говорите, что без лжи никак нельзя? Я хорошо понимаю язык, глубоко его чувствую. Иной раз говорят, что кто-то солгал. – А он просто не захотел тебе что-то сказать. Ты говоришь человеку: «Не лги мне, скажи, куда идёшь». А что он может сказать? – Он хочет поехать в Варну. Но, если он скажет тебе, что поедет, а поехать не сможет, ты скажешь: «Зачем ты меня обманул – говорил, что поедешь, и не поехал?» Если не скажет, куда поедет, ты тоже сочтешь, что он лжет, а это – не ложь. Ложь вот где: допустим, ты – лавочник, продаёшь сахар, и от каждого проданного килограмма съедаешь по два кусочка. Это не так уж много – съесть два кусочка на килограмм, но ложь, она как острый нож. – Эти два кусочка, попадая в тебя, своим острием перезают деликатные струны твоей жизни, и они больше не могут функционировать. Когда это острие входит в тебя, рвутся твои внутренние струны, ты начинаешь страдать и удивляешься: почему? Ведь ты взял всего-навсего два кусочка сахара. Я спрашиваю: зачем тебе эта слабость – съесть два кусочка сахара? Чтобы идти назад? – А положив на два кусочка больше, ты пойдёшь вперед.
Я говорил вам о музыке. Внешний мир становится музыкальным. Он учится играть и петь, используя вас как радио, изучает музыку, а вы не учитесь. Вы ждете, что ваше радио станет лучше, что с вами что-то произойдет. Может, и произойдет. Сейчас вы говорите: «Мы уйдем на тот свет». А что вы будете делать на том свете? Ангелы умеют петь. Какую песню вы им споете, когда придёте туда? Какую песню вы споёте перед вратами рая, когда вас там остановят? Если вас позовут в другой мир, какую песню вы будете петь? Возможно, вы споете: «Аз мога да кажа» или «Аз ще се подмладя»2 – И на вас таки обратят внимание. Некоторые из вас хотят, быть белыми, красивыми. Прекрасно, это совсем не плохое желание быть белым и красивым. Но если ты сеешь пшеницу в белую почву, что вырастает? – Так вот: белая почва не рождает хорошую пшеницу – ее чёрнозём рождает. Молодым людям нравятся девушки с тонкими бровями, а практичным молодым людям девушки с широкими бровями. Что характерно для тех, у кого тонкие брови? Женщина с тонкими бровями может быть ясновидящей, может быть очень интеллигентной и чувствительной, но она не способна заниматься материальными делами, она на них смотрит сквозь пальцы. Она говорит: «Я не могу месить хлеб, не могу ходить за водой – у меня руки слабые, и виноградник вскопать не могу – пусть другие вскапывают». Женщина с густыми бровями другая. Когда брови густые, и тело не худое. Густые брови подразумевают полное тело. Если брови густые, а тело худое, то это в силу закона наследственности, есть в этом что-то ненормальное.
Вот этот брат уже двадцать лет тут играет. Я решил сделать для него что-то очень хорошее. Что? – Дам ему хорошее яблоко. Если бы каждый из вас дал ему по хорошему яблоку, он и зиму провёл бы хорошо. А вы ему говорите: «Давай, Симеон, играй». Но никому из вас не пришло в голову дать ему что-то. Дайте хорошее яблоко, пусть человек порадуется. Как-нибудь я принесу яблоко и дам ему, вот прямо тут, перед вами. И если каждый из вас сделает то же самое, он скажет: «Да, человеку стоит играть». И с этого момента его убеждения начнут меняться. Даже у тех из вас, кто не умеет играть, должны быть смычок и дирижёрская палочка, чтобы с их помощью вы играли. Когда ты держишь в руках эти две палочки, ты, даже не умея играть, приносишь миру определённую пользу.
Мы говорим об идейной Любви. Случается, что, даже если у тебя есть эта идейная любовь, ты, совершенно этого не желая, обидел человека: ты просто не поздоровался с ним, не сказал ему доброго слова. И он, только завидев тебя, пытается куда-то свернуть – не хочет встречаться с тобой, не хочет здороваться. Это его маленькая ложь, он отворачивается, смотрит в землю, только бы не поздороваться с тобой. В будущем, когда брат обидит тебя, пойди к нему и, если ты певец, спой ему песню, спой серенаду под его окном. Ты споёшь, и он исправит свою ошибку. Есть много способов, которыми в будущем человек сможет проявить добро, скрытое в нем. Невидимый мир ждёт, что мы проявимся.
Милость идет вслед за Любовью. Сколько качеств у Любви? Если любишь кого-то, ты бросаешь в колодец верёвку, набираешь воды и подаешь ему чашу. Когда ты только взял эту чашу в руки, она была перевёрнута, и ты хорошо её вымыл. Потом ты дал человеку напиться, ты смотришь на него, и тебе становится приятно — человеку хочется иной раз выпить воды.
«Т» – Это материальный мир, переверни его головой вниз – и ты поставишь самого лучшего стражника: еръ5. Иной раз у вас болит спина, так ведь? Что же вы не преодолеваете боль? – Вот, позвоночник и болит. Посмотрите на портного, как легко он исправляет погрешности в одежде – любые, какие бы ни были, тут же исправляет. А мы, когда нам говорят об ошибках, не знаем, как их исправить.
Вы ожидаете будущего перерождения. Рождение (раждане4 – болг.) – хорошее слово, слог «ра» – хороший. «Ра» значит «свет». Радость, которая не несёт в себе свет, – не радость. И потом, я уже рассказывал вам, как исправлять ошибки. Допустим, я хочу исправить чьё-то пение. Я не говорю человеку: ты плохо поёшь, как говорят обычно. Я говорю ему: спой. Он споет, и я спою. А он сравнит. Потому что тот, кто придает пению больше мягкости, больше ясности, лучший певец, чем тот, у кого тоны не ясны. Я тут по радио слышал, как говорила одна женщина: очень ясно говорила, вибрации её голоса были точно отмерены. У мужчины язык слегка заплетается. Когда приходит женщина, язык, которым она говорит с тобой, ясный. Любой слог слышу – и передо мной проявляется её лицо: её глаза, ее брови. Правда, когда говорит мужчина, его лицо тоже проявляется.
Я говорю: дайте возможность тому хорошему, что есть в вас, проявиться. Все вы хотите быть красивыми. Вы постарели. Быть красивым это не трудное дело. Если мать не сделала тебя красивым, ты сам можешь сделать это. Я часто вижу, что делают деревенские женщины, когда находят у себя дефекты, унаследованные от матерей и отцов. Они ловят уточек, а у уточек есть пёрышки. Женщина гладит уточку, прижимает её к себе и выдергивает пёрышко. Она понимает, что ей чего-то не хватает, и вставляет это перышко себе в волосы: слева или справа вставляет – перышек красивых ей не хватает. Вы украшаете себя розой, куда вы её прикрепите? У розы свой особый характер. Не все равно украшать себя гвоздикой или розой – характеры у них разные. Это символы. Украшая себя гвоздикой, человек обещает одно, розой – другое, фиалкой – третье. Все цветы, какие вы видели, обещают разные вещи.
Буква «Р» пишется двумя способами: . Человек, выбирая один из них, создает себе соответствующий характер.
Кто пишет букву «а» таким образом: , создаёт в себе женский характер, кто букву «а» пишет так: , создаёт мужской характер. У болгарских пастухов есть пастушья палка, похожая на
, ею он захватывает овец.
Представьте себе, что человек подарил вам хороший песенник. Вы десять лет носите его и ни разу не открыли, чтобы спеть хотя бы одну песню, – вам не интересно. Тогда, что у вас за проекты? – «Достроить и открыть кухню». Жизненная программа – иметь комнату с кроватью и стульями, баню. Как-то раз, когда мне захотелось, чтобы у меня была столовая комната, я решил не строить её, а посетить богатого человека, у которого есть хороший дом, и счесть, что эта комната есть и у меня. Он с воодушевлением водит меня по дому, а я воодушевляюсь, радуюсь. Я, как бы, сдаю ему эту комнату внаём, очень она мне нравится. В мире невозможно развиваться, если вы не радуетесь благам других. Говоря о благах, я имею в виду гениальность. В Божественном мире хорошая жизнь начинается с талантов. Нормальная жизнь это предисловие. Я радуюсь талантам другого человека. То, чему человек радуется, он обязательно сохранит для себя. То, чему не радуется, не сохранит. Ты смотришь на звезду и не радуешься ей. А ты радуйся этой звезде. Если ты будешь радоваться, она пошлет тебе что-то от своего богатства, есть у нее свои скрытые блага, и она пошлет их тебе. – Кто знает, что у нее есть? – Радуйся, не зная, что у нее есть.
Давайте споем песню «Аз мога да кажа»2. (Учитель несколько раз поёт «Аз мога да кажа», и каждый раз на другой мотив.) Старость это не что иное, как пыль. Я вам говорю о вопросах воспитания: иной раз в барабан жизни нужно бить, чтобы пыль с него слетела, чтобы не накапливалась. От пыли мы стареем. А для дождя полезно, чтобы было немного пыли, но и в барабан нужно бить. Вы страдаете по единственной причине – на вас остаётся пыль. Нужно, чтобы пыли на нас не оставалось, потому что пыль старит. Молодость это идеал для работы. Молодой человек возьмет ребенка, подбросит вверх, приласкает. Старый присмотрит за ним, погладит, скажет: «Живи». Это тоже хорошо, это совсем не плохо. Но разница есть: молодой возьмет ребенка и подбросит, и погладит, а старый только погладит или по спине похлопает. Молодой даст ребенку большой ломоть хлеба, и даст так, чтобы ребенок наелся. Мы должны оставить свои старые привычки. Когда люди начинают похлопывать тебя по спине, кончено твое дело. Тот, кто похлопывает по спине, кто гладит по голове, сам никуда не идет. Нужно, чтобы тебя взял тот, кто понесет тебя на спине. А закон, по которому носят, какой? – Нельзя носить без любви. Когда человек носит других людей, он постепенно чахнет. Человек Любви чахнет. Мать, которая носит своих детей, сама чахнет, но детям это приносит пользу. Если у матери нет желания носить детей, они часто болеют. Если у матери есть желание носить ребенка до года, до двух, ее ребенок будет здоров. Желание носить ребенка – здоровое желание. Это желание делать добро, помогать. Имейте желание делать добро. Пусть это будет небольшое желание, самое маленькое желание. Ты идёшь по дороге, видишь птичку – вытащи из кармана десять зёрнышек и брось ей. Если триста шестьдесят пять дней ты, проходя мимо, будешь бросать этой птичке зернышки, твои дела пойдут вперёд. Вы не видите в этом глубокого смысла. Если сегодня ты не бросил в ниву десять зёрнышек, завтра не бросил и на следующий день не бросил, они не прорастут. Каждая мысль, каждое чувство, посеянное вовремя, приносит свои плоды. То, что дает плод, можно использовать. Если бы я был на вашем месте, и был бы очень красивой женщиной, я собрал бы десять некрасивых женщин и угостил их. Я – красивая женщина, и я дам им отличный обед. Вот что это такое с точки зрения педагогики: себе я даю урок служения, а некрасивым людям обед, и они оценят его больше, чем красивые. Поэтому зовите некрасивых, красивых не зовите. Позовёшь красивых — и у них то яблоки не такие, то стол плохо накрыт. Красивые люди очень взыскательны. Нужно быть гениальным, чтобы звать их на обед. Только гениальные люди могут приглашать красивых. А вы – талантливые люди, так что зовите некрасивых.
Другому человеку вы с самого начала говорите: «Ты этого не знаешь, погоди». Не надо говорить: «Ты этого не знаешь». Говорите: «На мой взгляд, ты очень талантлив. Пожалуйста, спой песню. Мне будет очень приятно, если ты споешь». Вот эта наша сестра – певица. (Учитель обращается к сестре) – «Я слышал, как ты поёшь на французском, – очень хорошо поёшь. Иногда я даже останавливался, чтобы послушать тебя. Но сейчас ты свободна, я не хочу тебя заставлять (она сказала, что у неё горло болит), больное горло – твое спасение». Будем свободны в своих проявлениях. Пение – не лёгкое дело. Бывает естественное пение, оно идет из невидимого мира, оттуда идет особый свет. Бывает, что ты поёшь и сам собой недоволен. Ты поёшь, но есть что-то, чего тебе не хватает. Когда мне хватает, я пою хорошо – и сам собой доволен. Бывает, что, когда я пою, погода проясняется. А бывает, что пою – и небо затягивает тучами. Тут ничего не надо объяснять: когда пасмурно, идёт дождь. Пение и тут приносит людям пользу: они ждали дождя. – Если бы я не пел, и дождя бы не было.
Вот этого брата, который нам тут играет, вы, иной раз, старите своими словами. Какими? – А вот какими: «Когда он состарится, кто нам будет играть?» Пожелайте ему, чтобы он и в сто двадцать лет оставался молодым. Но вы говорите: «Когда он состарится, кто нам будет играть?» Эта мысль не естественна. Пусть оживит его Господь, пусть он будет молод. Пусть кто-то из вас на пробу споет сейчас песню «Я помолодею»2, давайте попробуем. А Симеон пусть поможет мне своей скрипкой. А тот, кто помолодеет, пусть уходит, чтобы никого здесь не осталось. (Спели песню «Я помолодею») – Я помолодею утром, от того, что хорошо вымою чашки. Я помолодею, от того, что мы хорошо поем. Я помолодею, от того, что хорошо напишу письмо, что выучу уроки, что устрою человеку хороший прием. Я помолодею, если что-то хорошо сделаю. Но, если я не хочу мыть чашки, я не смогу помолодеть. Учитель поёт: «Я становлюсь молодым, когда на поле пашу, я становлюсь молодым, когда копаю виноградник, я становлюсь молодым, когда встречаю людей». Спойте одну из самых лучших песен. Есть у нас одна такая песня, которая с первого пассажа начинается, как новый русский гимн. Спойте песню: «Аз мога да любя3».
Божественные побуждения появляются утром. Используйте их. Не каждое побуждение Божественно. Иногда это человеческие побуждения. Я называю их инъекциями. Певец должен узнавать Божественные побуждения, тогда он научится петь. Во всех делах мы должны быть внимательны. Когда появляются Божественные побуждения, мы должны их узнавать и не пропускать. Не каждое побуждение Божественно. Божественные побуждения возникают периодически. После этой войны появится много хорошей музыки. Все погибшие хотят, чтобы их утешала музыка. Такой, вот, контраст – большое страдание привлекает музыку, привлекает хорошие, красивые вещи. Если гениальный певец в какой-то момент не поет, он своей мыслью, своими чувствами привлекает тех, кто вдохновляет его петь. Если он не может петь, он не может воодушевить других людей. В искусстве каждый может воодушевить других.
Прочитайте пятьдесят девятую страницу из книги «Путь к жизни». (Один из братьев читает эту страницу («Путь к жизни» – PDF))
Привлечение человеком электрических и магнетических центров — это механические проявления жизни. Эти центры представляют механические идеи, к которым человек притягивается несознательно. Например, вам интересен учитель музыки и вы притягиваетесь к нему не ради его добродетелей, а ради его знаний. Его знание представляет собой магнитное поле, и вы в него втягиваетесь. Получив часть его знаний, вы больше им не интересуетесь. Часто и учитель имеет отношение к ученику постольку, поскольку может воспользоваться денежным вознаграждением. Если ученик не может платить, учитель отказывается его учить. Такие отношения существуют и в религиозной жизни людей. Так проповедник может наставлять богатого человека не ради его души, а ради его денег.
Вообще, нейтральные и неустойчивые отношения людей друг к другу мы называем «механическими». Задача всех людей понимать свои внутренние увертки, свои внутренние побуждения, чтобы знать, в какой области действует их сознание: в физическом мире, в духовном мире — в области чувств, или в умственном мире — в области мыслей. Рассуждения человека определяются областью, в которой движется его сознание. Например, если вы в физическом мире, вопросы решаются легко: нужно ли долго думать, сколько будет 2 меры зерна и 3 меры? — Складываете 2 и 3 и получаете 5 мер. Другой вопрос, когда дело касается ваших мыслей и чувств. Их нельзя сложить, как величины физического мира. Эти задачи требуют других рассуждений. Например, если у человека есть 2 дочери и 3 сына, чтобы их выходить, воспитать и выучить, нужно много средств. Тут нельзя сложить 2 и 3 и получить результат.
Давайте к следующему разу выберем песню, которую будем петь. Какую песню выберем? – Выберите песню, приготовьте ей угощение. Своим пением вы угощаете ее. Пусть это будет песня: «Аз мога да кажа». Утром, встав с постели, спойте немного. Музыка приносит жизнь и здоровье. Хотя бы мысленно пойте, напевайте про себя. Каждый, кто поет, может быть здоров. Кто-то говорит, что можно и без пения. Я за использование Божьих благ, я за пение. Предоставим Божьим благам место в жизни. Вы говорите, что постарели. Небо не нуждается в старых людях. Если не можете стать, как малые дети, не сможете войти в Царство Божие6. Небо не нуждается в стариках, оно нуждается в детях. Давайте сравним: молодая девушка и молодой парень с юных лет знают, зачем им хорошо одеваться, они думают об этом. А когда старый человек, восьмидесяти пяти - девяноста лет, тоже одевается красиво, зачем он это делает? Вот в Америке старый профессор, девяноста лет, хорошо одевается, бреется, приводит в порядок лицо. Он готовится принять в гости хорошую мысль, хорошие чувства. А мы в старости начинаем носить чёрную одежду. Чёрная одежда хороша для больных людей, потому что собирает больше тепла. Белая одежда непрактична. Некоторым белая одежда не подходит – у них мало энергии, а одевшись в белое, они и ее теряют. Им нужен чёрный цвет или синий, или какое-то сочетание цветов.
Наконец, допустим, ты не в настроении. В мире, когда человек не в настроении, он совершает бо?льшую работу, чем когда он в настроении. В природе ненастроенные и настроенные, чередуются, как гаммы, в зависимости от области, где это происходит. Если на физическом поле, где среда совсем густая, песня будет одна. Если человек идеалист или поэт, он будет петь иначе. И я говорю: как бы человек ни пел, его песня ему полезна. Не сожалейте о своем состоянии, каким бы оно ни было. Радуйтесь, поскольку это состояние у вас ненадолго.
Я однажды спросил одну старую сестру, восьмидесяти пяти лет: «Если Господь сделает тебя девушкой девятнадцати лет, что будешь делать?» Она улыбнулась: «Вскружу кому-нибудь голову. Пусть у человека голова закружится». – Искренне сказала. А я ей говорю: «А при том опыте, что у тебя есть, ты, ведь, прожила уже одну молодость?» Она отвечает: «Тогда, помолодев, я захочу встретить умного, доброго и благородного человека». – Это сближение людей. Если ты молод и не встречаешь никого, ты теряешь. Если ты не встречаешь тех, у кого можешь что-то взять, и кто может взять у тебя, ты многого не используешь. Мы взаимно помогаем друг другу. Все люди – реторты. Кто-то даст больше, кто-то меньше. Каждый даст что-то из того, что несет в себе, что-то свое. Никто не живёт в мире только для себя, каждый живёт для Целого. Эта идея должна проникнуть в вас и постепенно стать для вас естественной. Кто-то говорит: «Нужно петь!» – Нужно, что было, для кого петь. Для кого ты будешь петь? Нужно, чтобы было, для кого петь, – для птицы ты петь не будешь, а для человека будешь. Вообще-то, пение лучше всего, когда начинаешь петь в возрасте от девятнадцати до тридцати пяти лет. Если начинаешь после тридцати пяти, пение уже не идёт. Например, когда человеку исполняется сорок лет, мы думаем, что он потерял свою гибкость. Потому что в физической жизни до девятнадцати лет люди гибки, их тело и движения очень пластичны. Приятно видеть красивое движение. Люди сохраняют это до тридцати пяти лет. После тридцати пяти мать постепенно становится критичной, теряет гибкость – у нее нет больше гибкости, она едва гнётся. Полюбите числа 19 и 35, это крайние полюсы. Наконец, при пении оставляйте руки свободными и лицо должно оставаться свободным, не должно быть никаких зажимов. Всё должно быть естественным. Пусть тело приобретет ту естественность, которая красива сама по себе. Мы иной раз мы упускаем какие-то дела, они утомительны. Вы сидите расслабившись. Но, встав на ноги, вы должны ощутить, что стоите на Божественном основании. Подняв руки вверх, вы должны знать, что, ими вы распределяете энергию справедливости. Глазами ты видишь Истину, ушами воспринимаешь Мудрость, устами – Любовь. Это всё оживает, у тебя уже есть все добродетели. И тогда ты захочешь знать, какие они.
Кто-то говорит: «Мы не знаем, что делать, мы постарели». Есть одна такая контора, в которой продаётся старость. Те, кто постарел, могут свою старость продать. Двадцать лет, кто хочет, пусть продаст. – Хорошие деньги получите. Вы говорите: «Нужно платить». – Нужно платить, когда вы развиваете талант. Заплатишь, когда помолодеешь. А когда пройдёт ещё двадцать лет, тогда вам будут платить. На земле старые люди, благодаря молодым, поумнели. И молодые поумнели благодаря старым. Старые действуют, чтобы человечество для обновилось. А молодые воздействуют на старых, чтобы человечество поумнело. Молодеть и умнеть – это два процесса. Молодые используют процесс обновления, при котором человек умнеет. Старые используют молодость для работы.
Божья любовь несет изобильную и полную жизнь.
_____________________
1. "Песен на светлия път – Мога да постигна, що желая" – ("Песня светлого пути — Могу достигнуть, чего желаю" – братская песня").
«Отче наш» – в данном случае братская песня
2. "Мога да кажа" – Я могу сказать”, “Аз ще се подмладя” – “Я помолодею”— братские песни
3. «Аз мога да любя» – Я могу любить, братская песня. Учитель имеет в виду ритмическое сходство начала песни "Аз мога да любя" и начала русского гимна "Союз нерушимый"
4. Раждане – перерождение, рождение – в болгарском эти слова пишутся через “а” (после “р”), Это Учитель использует в фонетическом анализе этих слов. “Ра” – бог Солнца в Египетской мифологии.
5. еръ – Ъ, ъ – 28-я буква русского алфавита, называется твёрдый знак (до реформы 1917—1918 годов – 27-я по счёту, называлась «еръ»
6. Мф. 18:3